Теория человеческого капитала

Теория человеческого капитала 2. Теория человеческого капитала 2. Теория человеческого капитала Теория человеческого капитала в настоящее время является одной из теория человеческого капитала и распространенных теорий, раскрывающих механизм воспроизводства трудового потенциала. Она показывает зависимость доходов отдельных индивидов, теория человеческого капитала и общества в целом как от природных, так и от приобретенных способностей людей, их знаний, умений и навыков. Ключевые положения этой теории были сформулированы еще В целостном виде эта теория разработана во второй половине XX в. Беккера, удостоенных Нобелевских премий по экономике. Широкая теория человеческого капитала теории человеческого капитала объясняется как объективными, так теория человеческого капитала субъективными факторами. К объективным факторам относятся те изменения, которые произошли в структуре совокупного работника совокупной рабочей силы. В условиях НТР и постиндустриальных трансформаций именно знания становятся главным источником экономического роста, а реализация человеческого потенциала - важнейшим условием достижения успехов в экономическом развитии, в конкурентной борьбе на всех уровнях микро- мезо- и макроуровнях. К субъективным факторам следует отнести широкую популярность методологии неоклассического анализа, представленного современным «Экономиксом». Появление теории человеческого капитала означает дальнейшее расширение сферы применения этой методологии, т. Беккер объясняет это следующим образом: «Я пришел к выводу, что рыночный подход является всеобъемлющим, он применим ко всему. Сторонники теории человеческого капитала применяют рыночные критерии оценок практически ко всем сторонам жизнедеятельности человека. С точки зрения Беккера, каждый индивид, принимая какое-либо судьбоносное решение в своей жизни получение образования, создание семьи, появление детей, развод и др. Человеческий теория человеческого капитала включает в себя набор теория человеческого капитала составляющих, которые формируют способность индивида к труду и, следовательно, к получению определенных доходов. Эти составляющие могут быть даны самой природой т. Теория человеческого капитала способности являются своеобразным капиталом индивида. Сторонники марксистской теории считают, что необходимо разграничивать, с одной стороны, реализацию способностей человека к труду как предпосылку любого процесса производства, а с другой - их реализацию в условиях капиталистического производства, когда индивидуальная способность к труду отчуждается теория человеческого капитала работника путем купли-продажи, приобретая форму переменного капитала, и как таковая принадлежит предпринимателю. Таким образом, сторонники марксистской теория человеческого капитала теории рассматривают человеческий капитал как социально- экономическую форму человеческого фактора, используемого предпринимателями в качестве главного элемента производительного капитала. Следовательно, в марксистской теории категория «человеческий капитал» - это современный аналог категории «переменный капитал», отражающий новый этап развития экономических отношений между предпринимателями и наемными работниками в условиях НТР, превращения знаний в решающий фактор экономического роста. Представители марксистской экономической теории считают, что инвестиции в человека при всей их важности формируют лишь способности человека к труду, однако проявляются они только в самом процессе труда. Вне этого процесса такие инвестиции не могут обеспечивать никакой отдачи. Сторонники теории человеческого капитала дают принципиально иную трактовку этого понятия. Ее отличие от марксистской теории сводится к двум ключевым моментам. Во-первых, в рамках теории человеческого капитала происходит фактическое отождествление данного понятия с высококвалифицированной рабочей силой. Теория человеческого капитала таком подходе человеческий капитал исследуется вне какой-либо связи с системой производственных отношений современной рыночной экономики, базирующейся на наемном труде. Во-вторых, в качестве источника эффекта от человеческого капитала рассматриваются инвестиции как таковые, а не процесс труда и производства. Сторонники теории человеческого капитала подчеркивают, что в отличие от наемного труда, который продается и покупается, теория человеческого капитала капитал авансируется и возмещается как основной капитал, требуя значительных инвестиций в процессе своего формирования, развития и воспроизводства. Источниками таких инвестиций служат затраты работодателей, бюджетные расходы государства, индивидуальные расходы граждан. Беккера, человеческий капитал формируется путем инвестиций долгосрочных вложений капитала в человека в виде затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах. Теория человеческого капитала настоящее время, по имеющимся оценкам, в экономически развитых странах доля инвестиций в человеческий капитал превышает долю инвестиций в объекты физического вещественного капитала. Теория человеческого капитала экономической литературе встречается множество определений человеческого капитала. Нам представляется наиболее полным и точным следующее его определение. Человеческий капитал - это сформированный в результате соответствующих инвестиций и накопленный индивидом определенный потенциал здоровья, знаний, умений и навыков, а также социальных характеристик духовных, нравственных качеств, ценностных ориентаций теория человеческого капитала который используется в условиях рыночной экономической системы в различных сферах общественного производства, обеспечивает повышение производительности труда, эффективности теория человеческого капитала, национальной конкурентоспособности и оказывает влияние на величину доходов данного индивида. Человеческий капитал представляет собой единство трех составляющих: - теория человеческого капитала здоровья; - теория человеческого капитала образования; - капитала культуры. В экономической литературе выделяются теория человеческого капитала особенности человеческого капитала: 1. Права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу. Затраты на образование связаны с уменьшением свободного времени индивида. Измерение величины человеческого капитала в зависимости от произведенных затрат невозможно осуществить с такой же степенью точности, как для вещественного физического капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрения, от общего уровня его культуры. Наибольшее число работ в области теории человеческого капитала связано с исследованием эффекта инвестиций в теория человеческого капитала образования. Эти инвестиции осуществляют разные субъекты на различных уровнях сам индивид, фирмы и общество в целом. Индивид, принимая решение об осуществлении инвестиций в сферу образования, постоянно сопоставляет две величины: затраты, которые он должен осуществить в настоящем, и доходы, которые он рассчитывает получить в будущем. Издержки на получение образования делятся на две группы: 1. Прямые - непосредственные затраты на получение образования. Теория человеческого капитала - упущенные выгоды возможности ; речь идет о тех доходах, которые могли быть получены индивидом, если бы он работал, а не учился. По оценкам экспертов, вторая группа издержек по своей величине превышает первую. Сегодняшняя оценка будущих доходов дисконтированная стоимость В определяется по следующей формуле: где n - число лет функционирования человеческого капитала; t - порядковый номер года; Д t - доход владельца человеческого капитала в t году; r - ставка дисконтирования как правило, теория человеческого капитала на ставку рефинансирования Центрального банка. Чем больше число теория человеческого капитала использования человеческого капитала, тем более высока оценка получаемых выгод от его применения. Статистика также свидетельствует о том, что, чем выше уровень квалификации работника, тем более высоким является возрастной порог, по достижении которого начинается снижение доходов. Наличие ярко выраженной прямой зависимости размеров среднегодового дохода работника от уровня образования в США иллюстрируют данные табл. В соответствии с рекомендациями Всемирного банка реформы в сфере образования во все большей теория человеческого капитала опираются на концептуальную основу теории человеческого капитала. Речь идет о коренном изменении представлений о характере затрат на образование. Они стали рассматриваться не как потребительские расходы, а в качестве одного из направлений инвестиций в человеческий капитал, которое увеличивает будущий поток доходов человека, фирм и общества. Образование характеризуется как сфера производства инвестирования со стороны заинтересованных в ее продукте субъектов, обеспечивающая эффект в форме более высокого дохода для домохозяйствповышения прибыли для бизнесаускорения темпов экономического роста и решения актуальных социальных проблем общества для государства. Теория человеческого капитала показывают, что рентабельность человеческого капитала, как правило, выше, чем физического. Зависимость размеров среднегодового дохода работника от уровня образования в США Жители США в зависимости от уровня образования Среднегодовой доход, в долл. США Мужчины Женщины Не имеющие среднего образования 20 000 10 000 Имеющие среднее образование 30 000 18 000 Имеющие теория человеческого капитала бакалавра 50 000 30 000 Имеющие степень магистра 62 000 39 000 Имеющие степень доктора 90 теория человеческого капитала 52 000 Имеющие высшую степень профессионального образования теория человеческого капитала 000 62 000 На протяжении длительного периода образование в странах с развитой рыночной экономикой в основном финансировалось государством. Идеология неолиберальной глобализации требует отказа от доминирования государственного сектора в сфере образования. Влиятельные международные экономические организации в последнее время активно выступают за свободное действие рыночных механизмов в сфере высшего образования, за сокращение бюджетных ассигнований, оказывая при этом определенное давление на правительства отдельных стран. Примерами такого давления служат рекомендации Маастрихтского соглашения по сокращению бюджетных дефицитов и рекомендации Всемирного банка по увеличению теория человеческого капитала частного сектора в финансировании высшего образования, в первую очередь, самих студентов. Анализ статистических данных по различным странам мира позволяет выявить следующую закономерность: чем выше теория человеческого капитала стране уровень дифференциации доходов в зависимости от уровня образования, тем больше выгоды домохозяйств их заинтересованность в частных инвестициях в образование, тем значительнее доля населения в финансировании высшего образования. Глобализация обусловливает появление и ускоренное развитие новых структур в системе высшего образования прибыльные и бесприбыльные теория человеческого капитала корпорации, различные провайдеры высшего образования, в том числе корпоративные и виртуальные университеты. Следует также иметь в виду, что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют существенно расширить доступ к высшему образованию, что имеет огромное значение для молодежи в развивающихся странах. Эти технологии обеспечивают существенное сокращение затрат на обучение студентов. Процесс глобализации создает благоприятные экономические предпосылки для развития транснационального образования. Международный союз теория человеческого капитала образования под транснациональным образованием понимает любую преподавательскую деятельность, связанную с обучением, во время которой студенты находятся в стране принимающая странаотличной от той, в которой находится учебное заведение, предоставляющее образование родная страна. Весьма важен вопрос об экономической природе доходов собственника человеческого теория человеческого капитала. Источник более высоких теория человеческого капитала высококвалифицированных наемных работников в капиталистической экономике марксистская теория человеческого капитала видит теория человеческого капитала их способности создавать в каждую единицу рабочего времени большую теория человеческого капитала стоимости а значит, и прибавочной стоимости для предпринимателя. Многие сторонники теории человеческого капитала считают, что доход его владельца имеет рентный характер. Речь идет о том, что индивид, получивший образование, становится собственником двух факторов: труда и человеческого капитала. Соответственно, заработная плата теория человеческого капитала человеческого капитала состоит из двух частей: оплаты простого неквалифицированного труда и рентного дохода от вложения в человеческий капитал. Иначе говоря, человеческий капитал по существу представляет собой капитализированную стоимость рабочей силы. Данная точка зрения является спорной, поскольку далеко не всякий доход высококвалифицированного работника можно рассматривать как рентный. Согласно экономической теории, рентным считается доход, получаемый собственником благ, предложение которых ограничено по сравнению со спросом. При таком подходе рентным можно признать только доход узкой группы лиц, обладающих уникальными способностями артисты, скульпторы, ученые, изобретатели и т. Что касается основной массы высококвалифицированных работников, их доходы нельзя рассматривать как рентные, поскольку нельзя говорить о том, что теория человеческого капитала являются собственниками ограниченных благ. В то же время в условиях современной рыночной экономики действительно существует реальная возможность как монополизации отдельных сфер деятельности, так и ограничения доступа к получению высшего образования. В результате доход владельцев человеческого теория человеческого капитала приобретает рентный характер. При этом сам рентный доход владельца человеческого капитала выступает в двух формах. Возможность теория человеческого капитала получения связана с такими экономическими отношениями, при которых доступ к высшему образованию имеет только узкий круг лиц, принадлежащих к элитным социальным группам. В этих условиях владелец человеческого капитала получает значительный рентный доход. Статусный доход характерен для развивающихся стран. Именно в них существует множество сословных, классовых имущественных барьеров, мешающих значительной части молодежи получить хорошее теория человеческого капитала. Например, по данным экспертов, в странах Африки, теория человеческого капитала к югу от Сахары, теория человеческого капитала молодежи получить высшее образование в 17 раз ниже, чем в развитых странах. Между тем возможность получить высшее образование в развивающихся странах является единственной гарантией успешной карьеры и достижения высокого уровня жизни. Инновационный рентный доход преобладает в странах - лидерах мировой экономики. Главным источником дополнительного дохода здесь служит не столько социальный статус как таковой, сколько высокая отдача от использования человеческого капитала в условиях прогрессивной наукоемкой экономики. Объектом монополизации в данном случае выступают конкурентные преимущества, которыми эти страны владеют в мировой экономике в условиях реализации господствующей модели глобализации. Продавая свою продукцию на мировом рынке по монопольно высоким ценам, развитые страны покупают сырье и продукцию старых индустриальных отраслей по монопольно низким ценам, в результате чего получают инновационную ренту. Часть этой ренты присваивают высококвалифицированные работники в развитых странах. Господствующая модель глобализации закрепляет монопольные преимущества западных стран. Большинство стран догоняющего развития лишены возможности получения таких преимуществ. Данная ситуация стимулирует теория человеческого капитала утечки мозгов, когда высококвалифицированные работники в странах догоняющего развития не могут реализовать свои способности и уезжают в США и другие западные страны. Следовательно, для наиболее полной реализации человеческого капитала в экономике, повышения эффективности его использования огромное значение имеет национальная стратегия развития производительных сил, в которой человеческий фактор имеет приоритетное значение. Эта стратегия должна предусматривать повышенное внимание к сферам теория человеческого капитала, здравоохранения, а также наличие такой макроэкономической модели, в которой инновационные факторы роста выходят на первый план. Такая национальная стратегия обеспечит последовательный переход от опоры на естественные конкурентные преимущества к опоре на приобретенные конкурентные преимущества. Как известно, к естественным конкурентным преимуществам относятся те, которые обусловлены в первую очередь при- родно-климатическими условиями страны, а также такими экономическими механизмами, которые позволяют использовать эти благоприятные условия например, низкий уровень заработной платы. Приобретенные конкурентные преимущества позволяют стране региону, фирме производить конкурентоспособные товары благодаря использованию в первую очередь инновационных факторов. Следовательно, в условиях современной глобализации важнейшим объектом конкурентной борьбы в рамках всего мирового хозяйства выступает именно конкурентоспособная национальная стратегия развития, предполагающая опору на человеческий капитал. Важнейшей задачей для стран догоняющего развития является такая стратегия использования человеческого капитала, при которой необходимо перейти от преимущественно статусного к преимущественно инновационному типу доходов владельцев человеческого капитала. Применительно к экономике Российской Федерации нет оснований говорить ни о статусных, ни об инновационных рентных доходах владельцев человеческого капитала. С одной стороны, в нашей стране нет барьеров, препятствующих широким слоям талантливой молодежи получить высшее образование. Поэтому в России отсутствует статусный рентный доход. С другой стороны, наша страна не сумела пока перейти к инновационной модели экономического роста, что обусловливает отсутствие инновационного рентного дохода. Возможности трудоустройства для значительной части работников с высшим образованием достаточно ограничены, а размер оплаты труда остается низким. Реализация инновационной модели экономического развития в России становится единственно возможным условием использования ее невостребованного в настоящее время человеческого капитала. Следует иметь в виду, что в условиях инновационной модели экономического развития бремя социальной ответственности высококвалифицированных работников очень высоко. Статистические данные теория человеческого капитала о том, что норма прибавочного продукта растет с переходом ко все более высоким квалификационным группам работников. Вальтух выделил в экономике США по данным 1980 г. Первые две группы - работники с квалификацией ниже средней почти 73% всех занятых, 57% всех мужчин и 83% всех женщин. В третьей группе примерно 27% занятых средние показатели образования значительно выше показателя по экономике в целом. Эта группа производит 53% всей стоимости продукции США, на нее приходится 48% заработной платы теория человеческого капитала экономике страны. Она создает 62% всей прибавочной стоимости. Результаты исследований, проведенных другими учеными, подтверждают выводы Американские экономисты рассчитали величину ВВП, производимого работниками, имеющими образовательный ценз в 10,5, 12,5 и более 14 лет. Оказалось, что именно третья группа дает свыше половины ВВП. Подобные исследования несколько лет назад проводились и в России. Результаты были сходными: люди с высшим образованием, составляющие четверть работающих, производили 56% национального дохода. Следовательно, бремя нагрузки на высококвалифицированных работников гораздо выше их доли в совокупном доходе оплаты труда. Маркс в свое время считал, что норма прибавочной стоимости одинакова для всех квалификационных групп работников. Между тем расчеты Вальтуха свидетельствуют о том, что норма прибавочной стоимости растет при переходе к более высококвалифицированным группам. Маркса предполагала более низкую оплату труда малоквалифицированных и более высокую оплату труда высококвалифицированных работников, чем имеет место в действительности. Вальтуха, первая и вторая квалификационные группы в экономике США представляют собой частичных иждивенцев третьей квалификационной группы. Первая квалификационная группа самая низкоквалифицированная получает в виде теория человеческого капитала трансфертов и бесплатных благ заведомо больше, чем создает сама. Она не участвует своим трудом в формировании военных расходов, источников инвестирования, а также расходов на свое образование и здравоохранение. Вторая квалификационная группа более квалифицированная также не участвует своим трудом в формировании источников инвестиций и военных расходов, а получает в виде социальных трансфертов и благ примерно столько же, сколько создает сама. Следует также иметь в виду, что во многих случаях переход к инновационной модели экономического развития сталкивается с сопротивлением как малоквалифицированных работников, так и значительной части получателей статусного рентного дохода, поскольку такая стратегия угрожает их привилегированному положению. В этих условиях необходимо осуществить такую экономическую политику, которая ставила бы в преимущественное положение работников наукоемких сфер промышленности, науки, образования, здравоохранения. Серьезные требования предъявляются теория человеческого капитала к предпринимательскому сообществу, которое восприимчиво к реализации инновационных проектов и, следовательно, должно быть заинтересовано в активном сотрудничестве с владельцами человеческого капитала. Теория человеческого капитала находится в начальной стадии развития. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что система национальных счетов пока не включает в себя расчет величины человеческого капитала. Известно, что одним из теория человеческого капитала размеры человеческого капитала в США рассчитал в начале 1960-х гг. Шульц, умножая стоимость одного года обучения каждого уровня с учетом упущенных заработков на число чело- веко-лет образования, накопленных населением к тому или иному времени. Теория человеческого капитала большинство сторонников теории человеческого капитала предлагают оценивать его величину, используя метод дисконтирования, т. Однако данный подход пока представляется неприемлемым для органов официальной статистики, поскольку еще не прояснены теоретико-методологические основы такого расчета. Включение человеческого капитала в официальные оценки национального богатства страны вряд ли возможно в обозримой перспективе. Этот вывод был сделан на Международной конференции по статистике национального богатства в теория человеческого капитала 2003 г.

Официальный сайт электронной библиотеки
campuscode.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека